Эксперт,
27 сентября 2010 г.
Кризисная терапия
1657 просмотров
Кризис оказал безусловно благотворное влияние на рынок розничного страхования, скорректировав его бурный рост и изменив целевые ориентиры страховых компаний.
Во-первых, был приостановлен стремительный экстенсивный рост рынка за счет вмененного автострахования. Когда банковский и дилерский каналы продаж пересохли, страховщики были вынуждены вспомнить про менее доходные, но в конечном счете более стабильные виды страхования и каналы распространения страховых продуктов. Во-вторых, стараясь привлечь страхователей, компании разработали новые линейки продуктов, позволяющих экономить за счет исключения из покрытия части рисков. В-третьих, столкнувшись с неконтролируемым ростом убыточности, страховщики были вынуждены поднять тарифы и ориентироваться в своем развитии не только на объемы премий, но и на показатели убыточности. И наконец, с рынка начали уходить страховые пирамиды и финансово неустойчивые страховые компании.
Долгое восстановление
По оценкам «Эксперт РА», объем рынка розничного страхования в 2009 году сократился на 6,8%, составив 247,1 млрд рублей. «Наибольший спад в розничном страховании наблюдался в сегменте автокаско (минус 16 процентов). Уменьшение сборов затронуло и страхование недвижимости, в первую очередь за счет страхования ипотеки и залогов индивидуальных предпринимателей (минус 6 процентов). Спад кредитной активности банков не мог не отразиться на динамике сборов в страховании от несчастных случаев беззалоговых заемщиков банков (минус 20 процентов)», — подводит итоги Андрей Бондаренко, заместитель директора департамента стратегического развития бизнеса РОСНО.
Восстановление рынка страховой розницы не будет быстрым. В первом полугодии 2010 года, несмотря на рост премий по рынку в целом (на 5,1%), взносы, собираемые на рынке розничного страхования, все равно сокращались — в основном за счет уменьшения премий в страховании автокаско (на 7,3%). По итогам 2010 года совокупные взносы на рынке розничного страхования увеличатся лишь на 1,6% (падение по сравнению с 2008 годом составит 5,3%). Эффект от реализации отложенного спроса и роста тарифов уравновесит влияние падения доли пролонгаций и отказа от страхования в связи со снижением уровня доверия к страховым компаниям. «Если говорить о влиянии кризиса на каналы продаж, то очевидно, что больше всего пострадал канал партнерских продаж в автостраховании. В первом квартале 2010 года продажи здесь не достигли уровня аналогичного периода 2009 года, но тем не менее мы ожидаем, что к концу года они приблизятся к уровню прошлого года. По агентскому каналу сборы сохраняются на уровне 2009 года», — делится наблюдениями Магомед Алиханов, заместитель генерального директора по продажам и региональному развитию компании «Цюрих».
Докризисный уровень 2008 года рынок страховой розницы преодолеет лишь в 2011 году. Начиная с 2012 года обновленный и очищенный рынок розничного страхования вновь будет показывать высокие темпы роста. «Введение ОСАГО в свое время дало мощный толчок развитию всего рынка, который за полтора-два года вырос процентов на 25–30 и удерживал высокие темпы роста в течение нескольких лет до кризиса. Не исключено, что то же самое может произойти и в случае введения обязательного страхования ответственности собственников недвижимости, о чем говорил недавно президент. Существенным стимулом для развития рынка могут послужить обсуждаемые государственные программы по налоговым льготам и софинансированию в страховании. Это открывает перед страховыми компаниями большие перспективы для роста, ужесточит конкуренцию и выведет рынок и экономику России в целом на новый виток развития», — считает Наталья Карпова, исполнительный вице-президент Группы «Ренессанс Страхование».
Новый спрос
Кризис способствовал созданию предпосылок для интенсивного и более равномерного развития рынка розничного страхования. В какой-то мере был предотвращен структурный перекос на рынке страховой розницы в сторону кредитных видов страхования, в особенности страхования автокаско купленных в кредит автомобилей. В 2009 году впервые за четыре года доля автокаско в совокупных взносах по розничному страхованию стала меньше 50% (45,4% в 2009 году). Страховщики отмечают рост спроса на розничное ДМС, страхование от несчастных случаев, а также страхование дач и квартир. Этот рост — отчасти результат активизации маркетинговых усилий страховщиков в соответствующих сегментах рынка.
Развитию рынка способствует также создание новых страховых продуктов. В 2009–2010 годах был отмечен бум продуктовых инноваций в сфере розничного страхования. «В период кризиса и спада спроса на страховые продукты страховые компании разработали различные линейки антикризисных программ страхования, для которых были характерны более низкие тарифы, ставшие возможными за счет исключения дополнительных услуг, таких как выезд аварийного комиссара на место ДТП, сбор справок, и ввода франшизы», — рассказывает Любовь Ельцова, генеральный директор ООО «СК “Согласие”».
Инновации были направлены не только на удешевление договоров страхования, но и на повышение уровня сервиса, создание продукта, наиболее удобного для клиента. «Сегодня ценность страховой услуги обеспечивается в процессе оперативного взаимодействия с клиентами по формированию новых потребительских свойств отдельных страховых продуктов, повышения оперативности и качества взаимодействия между компанией и клиентами, а также за счет внедрения современных решений в области сопровождения договоров и урегулирования страховых событий», — поясняет Сергей Каменецкий, заместитель генерального директора, руководитель центра розничного страхования «Страхового дома ВСК».
Лечение кризисом
Рынок розничного страхования восстанавливается и в финансовом плане, что гораздо важнее роста объемных показателей. В период кризиса обострение конкуренции и проблемы с ликвидностью в страховых компаниях привели к усилению демпинга на рынке розничного страхования. Еще одно следствие кризиса — рост выплат, связанный с повышением числа обращений в страховые компании, а также с девальвацией рубля, которая привела к увеличению размера среднего убытка.
«Даже те компании, которые, имея относительно невысокие тарифы, в кризис оставили их без изменения, тоже демпинговали. На самом деле мне кажется, что проблема не только в осознанном демпинге. Она шире. Проблема в неправильном, неадекватном андеррайтинге. Некоторые компании слишком поздно осознали ошибочность выбранных тарифов, лишь тогда, когда их комбинированный коэффициент убыточности зашкалил за 110 процентов. А до этого они год работали с этими тарифами и успели набрать убыточный портфель. Проблема здесь заключается элементарно в отсутствии риск-менеджмента, а не в злом умысле», — считает Дмитрий Амелькин, начальник управления стратегических проектов ОСАО «Ингосстрах».
Таким образом, в период кризиса произошел резкий рост убыточности бизнеса розничных страховщиков. Усредненный показатель комбинированного коэффициента убыточности-нетто розничных страховых компаний в 2009 году, по оценкам «Эксперт РА», составил 106,9%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 6,5 процентного пункта. Однако в конечном счете рынку это пошло на пользу. Рост убыточности в розничном страховании заставил страховщиков задуматься о повышении тарифов, более грамотном андеррайтинге и о контроле убыточности. В то же время рынок очистился от страховых пирамид и случайных игроков. Уже начиная с конца 2009 года ситуация с демпингом стала улучшаться. По итогам первого полугодия 2010 года комбинированный коэффициент убыточности снизился и составил 104,3%.
Наталья КОМЛЕВА, автор «Эксперт»
Динамика взносов по розничному страхованию
Динамика комбинированного коэффициента убыточности-нетто Рэнкинг по объему полученной премии по розничному страхованию, 2009 год
Вся пресса за 27 сентября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Страховщики выражают уверенность в том, что бизнес будет расти в течение следующих 3 лет
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 25 ноября 2024 г.
Новосибирскстат назвал среднюю по региону и отраслям
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Исследование проливает свет на уровень осведомленности о страховании и другие черты поколения Z в регионе APAC
|
|
Известия онлайн, 25 ноября 2024 г.
«Азимут» выплатит пассажирам загоревшегося в Анталье самолета 100 тыс. рублей
|
|
Радио Sputnik, 25 ноября 2024 г.
Автоюрист – об ОСАГО: на проблему надо смотреть в комплексе
|
|
РБК.Кавказ, 25 ноября 2024 г.
Дагестан лидирует по доле высокоубыточных договоров ОСАГО
|
|
zakon.kz, 25 ноября 2024 г.
Казахстанцы стали чаще страховать жизнь
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
«Альфастрахование» оценит размер ущерба из-за возгорания SSJ-100 в Анталье
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 25 ноября 2024 г.
В Казахстане застрахована профответственность уже более 150 тыс. медработников
|
|
Российская газета онлайн, 25 ноября 2024 г.
Правительство РФ критически отнеслось к новой уголовной статье за автоподставы
|
|
Казахстанская правда, 25 ноября 2024 г.
Стоимость страховки по кредитам уменьшится в РК
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
ТАСС: ущерб по инциденту с SSJ-100 может составить до 3 млрд рублей
|
|
Report.Az, Баку, 25 ноября 2024 г.
Бюджет Фонда ОМС на 2025 год составит 3 млрд манатов
|
|
Алтайская правда, Барнаул, 25 ноября 2024 г.
Подушевой норматив финансирования программы обязательного медстрахования в 2025 году увеличится с 20 до 24 тыс. рублей
|
|
UzDaily.uz, 25 ноября 2024 г.
Fitch изменил прогноз для страховой компании Kafolat на «негативный»
|
|
Frank Media, 25 ноября 2024 г.
Великобритания ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
|
|
РБК (RBC.ru), 25 ноября 2024 г.
Британия ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|